joomla templates

Узнаем по строчкам

Будь собой, прочие роли уже заняты.
 

Ближайшие события

Сб Окт 25, 2014
Всероссийский день гимнастики (последняя суббота октября)
Сб Окт 25, 2014
День работников кабельной промышленности
Сб Окт 25, 2014
День таможенника РФ
Вс Окт 26, 2014
День работников автомобильного транспорта (последнее воскресенье октября)
Пн Окт 27, 2014
Международный день школьных библиотек

Наши партнеры

nilc1

ebnit

mars

mgounb

Рейтинг@Mail.ru

Содержание образования в свете государственной политики

сохранения здоровья нации.

Автор: И. Г. Андреева

Аннотация. В рамках фундаментальных исследований Российской академии образования определены задачи и перспективы развития содержания образования в вопросах здоровья на основе повышения научной грамотности обучающихся как реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения в целях сохранения здоровья нации - основы социально-экономического развития России.

Within the framework of fundamental researches of the Russian Academy of Education the tasks and prospects of educational content development are defined in terms of health by improving the scientific literacy of students as the implementation of the requirements of the Federal state educational standard of new generation in order to preserve the health of the nation as the basis of socio-economic development of Russia.

Ключевые слова. Содержание образования. Федеральный государственный образовательный стандарт, здоровье, качество образования, научная грамотность, метод научного познания.

The content of education, the Federal State Educational Standard, health, quality of education, science literacy, the method of scientific knowledge.

Сохранение и укрепление здоровья, увеличение продолжительности активной жизни, существенное снижение уровня заболеваемости, улучшение качества жизни во многом зависят от формирования у подрастающего поколения мотивации к ведению здорового образа жизни. Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) выявлены потенциальные возможности образования как решающего фактора, способного влиять на уровень здоровья подрастающего поколения (Доклад Всемирной организации здравоохранения, 02.05.2012). В пользу этого утверждения свидетельствуют результаты обследования в 39 странах 11-, 13- и 15-летних подростков. Им было задано 60 тематических вопросов об их здоровье, благополучии, социальной среде и поведении с целью выявления зависимости здоровья от возраста, гендерного, географического факторов, а также от достатка семьи (Жужанна Якаб, 2012). Данные масштабного исследования позволяют утверждать, что консолидирующим и решающим фактором, способным улучшить здоровье, является образование. Практической реализацией этого положения стали рекомендации ВОЗ по включению вопросов здоровья в учебные программы, декларируемые в основных принципах Европейской сети школ, содействующих укреплению здоровья (ENHPS).

Российское школьное образование следует этим рекомендациям, опираясь на исторический опыт отечественной педагогической школы. Теоретические подходы к решению проблем здоровья учащихся отражены в трудах В. Г. Белинского, П. Ф. Каптерева, П. Ф. Лесгафта, Д. И. Писарева, К. Д. Ушинского, Р. Вирхова, В. А. Сухомлинского. Глобальные экономические изменения 80-х гг. XX в. обозначили новые требования к образованию и, в частности, к его содержанию, формирующему культуру здоровья. Введение Государственных образовательных стандартов определило содержание программ, учебно-методических комплектов и учебников по разделу "Человек и его здоровье", в содержание которых были включены некоторые вопросы здоровья человека. С 1980 по 2001 гг. возникла и стала реализовываться идея создания педагогической дисциплины валеологии (на основе работ В. П. Казначеева) с включением ее в программы педагогических вузов как интегрированного предмета о здоровье. Значительный вклад в содержание образования посредством профилактических программ как элементов просветительской деятельности внесли школы, содействующие укреплению здоровья, работающие в рамках программ ENHPS. Российские школы здоровья (их более 5,5 тыс.) осуществляли свою деятельность по программам, направленным на объединение усилий секторов здравоохранения и образования, а также всех других ведомств с целью сохранения и укрепления здоровья школьников.

Разработка и внедрение в школьную практику здоровьесберегающих педагогических технологий осуществлялись с опорой на зарубежный опыт на основе рекомендаций ВОЗ. По существу, это модификация модулей комплексных программ по здоровью учащихся, которые предусматривали следующие направления: 1) школьная среда (School environment); 2) образование детей в сфере здоровья (Health education); 3) программы и практические руководства физической активности (Physical activity programs and practices); 4) школьное питание (Nutrition services); 5) медицинские услуги в школе (School health services); 6) психологическое и социальное консультирование (School counseling, psychological and social services); 7) повышение квалификации работников школ в области здравоохранения (School-site health promotion for staff); 8) активное участие семьи и общества (Family and community involvement).

Однако до настоящего времени задачи по сохранению здоровья подрастающего поколения средствами образования остаются нерешенными. Несмотря на наличие в российских школьных программах и учебном материале знаний о здоровье, современные школьники слабо представляют реальные последствия приобщения к табаку, алкоголю, наркотикам. В качестве доказательства обратимся к статистике. Так, причинами, побуждающими российских школьников употреблять алкоголь, в 48% случаях является непонимание вредного влияния его на здоровье и неумение делать правильный выбор в жизненных ситуациях, связанных со здоровьем, а также отсутствие мотивации к ведению здорового и безопасного образа жизни. При этом учащиеся не рассматривают алкоголь как потенциальную опасность для здоровья: 22% респондентов употребляют его "просто так" и 26% - не могут мотивировать свои действия и дают ответ "не знаю". Следствием ценностно-нормативной неопределенности учащихся в вопросах здоровья является рост числа употребляющих алкоголь в возрасте от 11 к 15 годам - с 5% до 29% соответственно [1].

Причиной такой "неопределенности" является низкий уровень научной грамотности в вопросах здоровья, а социальными последствиями - резкий рост алкоголизации молодежи, ведущий к снижению человеческого потенциала и экономическим потерям в масштабах страны. Сегодня в России алкогольной зависимостью страдают 2 млн. человек, злоупотребляют - 30 млн. Экономические затраты государства на решение проблемы алкоголизма достигают 2% ВВП, при том что затраты государства на здравоохранение в целом составляют 4% (Р. Ягудина). Аналогичная ситуация и с другими социально значимыми болезнями: ВИЧ/СПИДом, наркоманией, туберкулезом, табакокурением. Следствием приобщения к табаку является целый ряд заболеваний (сердечно-сосудистых, легочных, онкологических), однако число курильщиков в России (около 40 млн.) ежегодно увеличивается на 1,5-2%. Распространенность курения табака среди молодых людей достигает 70,5% (для сравнения, в 1987 г. - 51,0%). Большинство начинают курить в возрасте до 18 лет, причем четверть из них - в возрасте до 10 лет [1]. Огромную роль в этом играет фактор доступности. Несмотря на то, что в России принимались и принимаются законодательные акты, направленные на искоренение табакокурения, оно остается острейшей проблемой современности. Активная популяризация табака, относительно доступная ценовая политика сводят практически к нулю усилия школьного образования.

Важным этапом борьбы за оздоровление нации сегодня является подготовленный Министерством здравоохранения и соцразвития законопроект "Об охране здоровья населения от окружающего табачного дыма и последствий потребления табака", предусматривающий запрет на курение в общественных местах, на продажу сигарет в ларьках, на демонстрацию табачных изделий и процесса курения в новых аудиовизуальных произведениях, предназначенных для детей. Тем не менее очевидно, что без личностной мотивации, основанной на грамотности в вопросах здоровья, решаемой средствами образования, любые запретительные меры не принесут желаемых результатов.

Нельзя не обозначить в содержании образования и глобальную социальную проблему - эпидемию ВИЧ/СПИДа. Так, за последние 10 лет отмечено трехкратное увеличение ее масштабов в Восточной Европе и Центральной Азии (с 26,2 млн. в 1999 г. до 34 млн. в 2010 г.). Ежедневно около 3 тыс. молодых людей в возрасте 15-24 лет инфицируются ВИЧ. Эпидемия ВИЧ/СПИДа, начавшаяся в России сравнительно недавно, еще не проявила себя в полной мере: большинство носителей ВИЧ-инфекции пока не испытывают серьезных симптомов болезни и не стремятся к получению дополнительной профилактической информации. Переход ВИЧ-инфекции в стадию СПИДа станет реальной угрозой национальной безопасности, экономическому развитию и международным отношениям России. Так, по данным социологического прогноза, к 2025 г. 2% взрослого населения России будет жить с ВИЧ/СПИДом (по оценкам некоторых экспертов, такая ситуация в России сложилась уже сейчас); численность трудоспособного населения сократится на 15%.

ВИЧ/СПИД, затрагивая социально-психологическую плоскость, обусловливает социальные проблемы: аутоагрессию, суициды, асоциальное и противоправное поведение, рост социальной напряженности, поскольку 98% больных - наркоманы, среди которых преобладает молодежь и подростки. Основными причинами стремительной наркотизации населения являются негативные процессы в духовно-нравственной сфере общества. Каждый второй подросток узнает о наркотиках из широкодоступных СМИ и интернета. При этом, в силу отсутствия грамотности в данном вопросе, подростки не считают, что наркотические вещества являются серьезной угрозой здоровью.

Тревога о неудовлетворительном состоянии здоровья подрастающего поколения отражена в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования и Федеральном государственном образовательном стандарте среднего (полного) общего образования. Образовательные стандарты задают уровень освоения содержания дисциплин, показатели его достижения и ориентированы на становление личностных характеристик учащихся, осознающих и принимающих ценности жизни, важнейшей из которых является здоровье. В рамках каждой дисциплины в свете нового стандарта должны быть предусмотрены социально полезные знания, необходимые в современной жизни. Таковыми являются знания о здоровье при изучении естественнонаучных и гуманитарных предметов - биологии, химии, экологии, физической культуры, ОБЖ. ФГОС основного общего образования предусматривают формирование ценностного отношения к здоровью при изучении биологии, результатами освоения содержания которой должны стать умения "выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках к здоровью своему и окружающих, освоение приемов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха". Результатами освоения химии должны стать умения "анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией", приобретение навыков безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; умение "анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сохранения здоровья". Изучение предметной области "Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности" должно обеспечить "формирование и развитие установок активного, ... здорового и безопасного образа жизни";

"физическое, эмоциональное, интеллектуальное и социальное развитие личности обучающихся...". Предметные результаты должны отражать: понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, активное включение в здоровый образ жизни, укрепление и сохранение индивидуального здоровья; овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека, освоение умения оказывать первую доврачебную помощь при легких травмах; а также "...оценивать текущее состояние организма и определять тренирующее воздействие на него занятий физической культурой...", "...контролировать направленность ее воздействия на организм во время самостоятельных занятий физическими упражнениями...". Основы безопасности жизнедеятельности направлены на "формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни"; "формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью; умение оказать первую помощь пострадавшим". Реализуя государственную политику оздоровления нации [2; 3; 4; 5], Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования в требованиях к личностным результатам освоения основной образовательной программы предусматривает сформированность представлений о здоровом образе жизни как средстве обеспечения духовного, физического и социального благополучия личности, принятие и реализацию ценностей здорового образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь. Предметные результаты естественнонаучных и гуманитарных дисциплин (естествознания, химии, экологии, физической культуры, основ безопасности жизнедеятельности) на базовом уровне предполагают владение знаниями и навыками здорового и безопасного образа жизни, в частности, знание факторов, пагубно влияющих на здоровье человека, исключение из своей жизни вредных привычек (курения, пьянства и т.д.), владение основами медицинских знаний о первой помощи пострадавшим при неотложных состояниях (при травмах, отравлениях и различных видах поражений), знаний об основных инфекционных заболеваниях и их профилактике и умение применять полученные знания на практике, проектировать модели личного безопасного поведения в повседневной жизни.

Требования Стандартов нового поколения в вопросах здоровья будут труднодостижимыми без высокого уровня общей научной грамотности, по показателям которой российские школьники значительно уступают учащимся ряда стран мира [6].

Сегодня российская школа не обеспечивает достаточную готовность выпускников беречь и приумножать личное и общественное здоровье, столь необходимую в современном постиндустриальном информационном обществе. Это наглядно демонстрируют данные международных исследований оценки качества естественнонаучного образования TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study), проводимого в России с 1995 г., и образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment) - с 2000 г. Современное мировое сообщество придает большое значение грамотности обучающихся в вопросах здоровья. В международном исследовании образовательных достижений учащихся PISA в области оценки функциональной грамотности 15-летних учащихся, осуществляемом ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития), из 24 групп заданий, проверяющих естественнонаучную грамотность, 10 групп направлены на проверку умения идентифицировать явления и на основе научных знаний успешно решать проблемы, связанные со здоровьем [7; 8]. Естественнонаучная грамотность подразумевает способность человека осваивать и использовать знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов; демонстрировать осведомленность о том, что естественные науки и технология влияют на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием.

Вопросы в заданиях PISA, несмотря на объединение их по тематике в отдельные группы ("Здоровье", "Природные ресурсы", "Окружающая среда", "Источники опасности, риски" и "Связь естествознания и технологии"), имеют единый контекст - сохранение здоровья на основе естественнонаучной грамотности. Это достигается посредством направленности информации всей естественнонаучной части тестов PISA в область практического применения в целях здорового и безопасного образа жизни. Приведем пример: в группе "Природные ресурсы" представлено задание "Бактерии в молоке"; в группу "Связь естествознания и технологии" включены задания: "Генетически модифицированные посевы", "Подушки безопасности", "Приготовление еды на открытом воздухе", "Производство пенициллина", понимание которых можно рассматривать как основу для принятия практических решений в вопросах сохранения жизни и здоровья.

Тестовые задания, вопросы и задачи PISA по теме "Здоровье" следует рассматривать как индикатор, выявляющий причины неуспешности российских школьников в освоении содержания образования, формирующего культуру здоровья, и позволяющий создать новую образовательную траекторию. Сферы и ситуации применения научного знания в области здоровья в тестовых заданиях PISA представлены, например, следующими заданиями.

* Угроза для здоровья. Разрешить спор между жителями и хозяевами предприятия о степени его опасности для здоровья окружающих.

* Курение табака. Каким функциям организма курение приносит вред?

* Ультразвук. По описанию аппарата объяснить принцип его действия и объяснить его преимущества в данном случае перед рентгеновским аппаратом.

* Вопросы иммунитета. От каких заболеваний помогает прививка?

* Физические упражнения. Какой цели служат физические упражнения?

* Кариес зубов. Почему бактерии являются причиной кариеса?

* Малярия. На схеме изображен цикл развития возбудителя малярии. Требуется выбрать способ предотвращения заболевания.

* Исследование пользы молока для школьников. Выбрать эффективный способ исследования.

* Хирургическая операция. На какие системы действует наркоз при операциях?

* Прохождение Венеры по диску Солнца (защита глаз от солнечного излучения). Почему прохождение Венеры наблюдалось посредством проецирования изображения на белый экран, а не с помощью наблюдения прямо через телескоп?

Каждая группа заданий PISA рассматривает личностный, социальный или глобальный контекст и предполагает диагностику различных уровней естественнонаучной грамотности учащихся исходя из международной шкалы грамотности. Уровень естественнонаучной грамотности оценивается по результатам выполнения заданий разной сложности. В заданиях PISA предполагалось использование учащимися естественнонаучных знаний для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования выводов, основанных на научных доказательствах, научное объяснение различных явлений, использование научных доказательств в решении проблем или принятии решений в различных жизненных ситуациях. Вопросы заданий PISA по проблемам здоровья предполагали:

1) выборку правильных ответов из усвоенных учащимися знаний в готовом виде в результате запоминания и приобретенных на основе объяснительно-иллюстративного или информационно-рецептивного метода обучения; воспроизведение знаний и способов деятельности, полученных посредством репродуктивного метода обучения (системы упражнений, материалов, обеспечивающих обратную связь и самоконтроль) на основе определенного алгоритма;

2) знания и способы деятельности, приобретенные в процессе обучения на основе метода научного познания, позволяющего научить школьников добывать новые знания, проходя путь научного открытия (начиная с постановки проблемы, исследования явлений и фактов, выдвижения гипотезы и экспериментального ее подтверждения), развивать творческое, аналитическое мышление для решения вопросов на основе базовых знаний и умения идентифицировать явления.

Анализ результатов выполнения тестов по проблемам здоровья показал, что с заданиями на воспроизведение знаний российские учащиеся успешно справляются. Однако такие задания проверяют, в основном, знание фактологического материала, умение применять его в знакомых ситуациях или знание алгоритма решения, но не позволяют оценить, насколько учащиеся способны обосновать ответ, продемонстрировать последовательность и логику решения, уровень овладения научными методами. Наиболее трудным для них является то, что требует самостоятельного анализа проблемы, распознавания необходимых знаний (идентификации), умения связывать информацию из различных источников и использовать ее для обоснования доказательств и решений. Российские школьники успешно демонстрируют знания, приобретенные на основе объяснительно-иллюстративного или информационно-рецептивного метода обучения. С заданиями же, где была обозначена проблема, но не было указания на научные знания, которые следует применить для ее решения в ситуациях, близких к повседневной жизни, успешно справились только 15,1% российских учащихся [9]. Причины низкого рейтинга состоят в их научной безграмотности, т.е. в неумении понять проблему, выбрать необходимые знания и применить их для решения практической задачи. У них отсутствуют умения устанавливать сходство нового наблюдаемого явле ния с уже известным, включать имеющиеся знания в новые связи и отношения.

Неспособность учащихся идентифицировать явления не только в теории, но и на практике, ставить проблемные вопросы, выдвигать гипотезы, обращаться к имеющимся научным знаниям, использовать их, делать выводы на основе доказанных фактов приводит к неумению принимать правильные решения в вопросах сохранения здоровья.

Несомненно, что это служит существенным тормозом для реализации Стандарта нового поколения, который ориентирован не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей, направленных на здоровый и безопасный образ жизни на основе приобретенных знаний и способов деятельности.

Между тем, основным условием, при котором показатели качества образования в российских образовательных учреждениях будут находиться в верхней трети рейтинг-листа по результатам международных сопоставительных исследований, должна стать общая научная грамотность, в том числе и в вопросах здоровья, которая повысит качество российского образования и приведет его в соответствие с социально-экономическими запросами общества [10; 11].

Научная грамотность в вопросах здоровья есть результат образования, позволяющий успешно применять данные науки для решения жизненно важных проблем и реализовывать на практике здоровый образ жизни. Повышение уровня такой научной грамотности возможно на основе развития системы интегрированных межпредметных и совершенствования предметных знаний, формирования в учебном процессе опыта самостоятельной познавательной и творческой деятельности в вопросах здоровья на основе метода научного познания.

Сегодня интеграция вопросов здоровья находит свое отражение в авторских предметных программах, интегрированных уроках, задачей которых является синтез предметных знаний и знаний о здоровье, определяемых учебными программами нескольких дисциплин. В основном преобразуется содержание учебных дисциплин, однако данное положение может быть применимо и к интегрируемым видам деятельности или средствам и методам обучения. Следует отметить факты включения в интегрированное предметное содержание знаний о здоровье, "не соответствующих современной научной истине, спорных сведений по нетрадиционным методам оздоровления, неприемлемых для детей и подростков" [12], а также неточностей, искажающих представления о профилактике заболеваний. Опыт педагогической науки показывает, что отсутствие научного системного подхода к процессу интегрирования вопросов здоровья в содержание образования не дает желаемых результатов. Так, предпринятая в 80-е гг. XX в. попытка создания интегрированного предмета - педагогической валеологии - на основе механического включения знаний о здоровье из различных отраслей науки, в том числе и не научных понятий, не позволили ему занять достойное место в содержании школьного образования. Приведенный пример подчеркивает необходимость совершенствования содержания образования с помощью научно разработанной системы педагогически адаптированных знаний о здоровье. Созрела и реальная необходимость анализа и пересмотра существующих программ здоровья, разработанных для подростков, с точки зрения как их содержания, так и предусматриваемых ими форм и методов обучения.

Важнейшей задачей содержания образования в свете стандарта нового поколения является формирование необходимого опыта деятельности школьников в вопросах здоровья при изучении естественнонаучных предметов на основе научного метода познания как системы универсальных умений и навыков. Как показано В. Г. Разумовским (Педагогика. 2011. N 4), научный метод познания содержит большой образовательный потенциал, поскольку является для учащихся ориентировочной основой для самостоятельных познавательных действий. Вся учебно-познавательная деятельность на основе метода научного познания является мощным эмоциональным зарядом, необходимым для формирования мотивации к здоровью и здоровому образу жизни. Обучение на основе метода научного познания позволяет развивать самостоятельное мышление, превращая учебный процесс в активную, мотивированную, волевую, целеустремленную познавательную деятельность. Универсальность метода научного познания заключается в том, что он позволяет не только развивать познавательную деятельность, но и на ее основе эффективно формировать у школьников систему универсальных учебных действий: измерять величины, использовать измерительные приборы, интерпретировать экспериментальные и теоретические данные, трактовать результаты наблюдений (значение и смысл количественных данных), делать заключения на основе полученных результатов, выполнять коммуникационные действия (оформлять и передавать информацию, используя различные средства - вербальные, наглядные, символические, графические), выдвигать гипотезы (модельные), которые могут быть экспериментально проверены, делать теоретические выводы. Этапы научного познания, усвоенные в процессе учебной деятельности школьниками, способствуют становлению самостоятельного научного мышления, а также развивают познавательные и творческие способности. Требованиями Федерального образовательного стандарта метод научного познания обозначен как инструмент для изучения всех естественнонаучных предметов (физики, химии, биологии). Несмотря на то, что предметные знания по анатомии и физиологии являются фундаментальными для понимания вопросов здоровья, приходится констатировать, что метод научного познания в процессе изучения раздела биологии "Человек и его здоровье" практически не применяется, а также не используется в полной мере положительный опыт развития познавательной деятельности школьников. Окончательным результатом изучения естественнонаучных предметов на основе метода научного познания является "научение" школьников умениям идентифицировать (лат. identificare - отождествлять) знания, приобретенные в процессе обучения, с явлениями практической жизни для решения проблем, в том числе касающихся здоровья.

Перспективы развития содержания образования в свете государственной политики сохранения здоровья нации как основы социально-экономического развития России заключаются в реализации требований, предъявляемых Федеральным государственным стандартом нового поколения к личностным результатам учащихся в вопросах здорового и безопасного образа жизни, достижение которых возможно на основе формирования общей научной грамотности посредством:

* развития и совершенствования в содержании образования системы интегрированных межпредметных и предметных знаний о здоровье с учетом современных естественнонаучных тенденций;

* включения педагогически адаптированных знаний о здоровье в учебные и контрольно-измерительные вопросы и задания текущей и итоговой аттестации учащихся (ГИА, ЕГЭ) с целью мониторирования качества обучения вопросам здоровья;

* перехода от теоретической информации о здоровье, мало связанной с практикой, к системной ориентировочной основе практических действий;

* формирования опыта самостоятельной познавательной и творческой деятельности в вопросах здоровья на основе метода научного познания как практического компонента содержания образования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Собкин В. С. Социология образования. М., 2011.

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 28 декабря 2010 г. N 2106 г., Москва "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников" (Зарегистрирован в Минюсте РФ 2 февраля 2011 г.).

3. Медведев Д. А. Стенограмма заседания Президиума Правительства России 26 июля 2012 года.

4. Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию (2008, 2009, 2010 гг.).

5. Концепция долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года, раздел 3.4 "Образование" (одобрена Правительством РФ 1 октября 2008 г., протокол N 36).

6. Анализ качества подготовки обучающихся по учебным предметам базисного учебного плана общеобразовательных учреждений. М., 2010.

7. Международная программа PISA-2006 / Под ред. Г. С. Ковалевой. М., 2006.

8. Международная оценка образовательных достижений учащихся (PISA). Примеры заданий по естествознанию. М., 2007.

9. Международная программа PISA-2006 / Под ред. Г. С. Ковалевой. М., 2006.

10. Андреева И. Г. Человек и его здоровье в содержании образования // Педагогика. 2011. N 10.

11. Андреева И. Г. Сохранение и укрепление здоровья школьников - актуальное направление развития содержания образования на этапе инновационного становления России // Стандарты и мониторинг в образовании. 2011. N 3.

12. Кучма В. Р. Концепция формирования здорового образа жизни детей и подростков в образовательных учреждениях. М., 2010 г.

 

virtual4

Наши партнеры.

info-51

logous

11111

gspi2

РИО Североморск независимая еженедельная газета.

Авторизация






Copyright © 2011 МБУК СЦБС .